20 лет спустя. Сергей Харин - откровение

« Назад

20 лет спустя. Сергей Харин - откровение 01.06.2019 10:07

«Балаган Лимитед»: 20 лет как знают, чего хотят

AX4B6052-Edit (1) Кто хоть однажды побывал на концерте «Балаган Лимитед», убедились, группа выступает в лучших традициях русской песни – без сучка и задоринки. Да так лихо, что с финальными аккордами душа просит застолья. Но за этой осязаемой порцией веселья и озорства из слов и музыки скрывается дорожка, полная шероховатостей – всё тех же сучков и задоринок. О том, как их преодолевает разудалая компания, накануне юбилея знаменитой группы рассказал продюсер и лидер коллектива Сергей Харин.

У межи раздора

– Сергей, кто кого, собственно, открыл и какой день можно считать днём рождения группы?

– У группы «Балаган Лимитед» – два дня рождения. Первый – это конец 1996 года. Я только устроился молодым специалистом в знаменитую студию «Союз». Опыта не было и, чтобы себя занять и зря не просиживать время, решил перебрать аудиокассеты с записями молодых артистов, которые были отправлены менеджерами компании в мусорную корзину. Из-за музыкальной непригодности. Выпотрошил содержимое и начал прослушивать «шедевры». И среди них меня зацепила записанная кустарным образом песня «Чё те надо? Чё те надо…» некоего ансамбля «Балаган» из Рыбинска . Находка, показавшаяся безумно ценной, перевернула всю мою размеренную жизнь. С трудом выбиваю в нашей компании деньги на запись понравившейся песни уже в профессиональной студии. Звоню в Рыбинск, приглашаю ребят в Москву. Они приехали. Жить негде. На первых порах часто ночевали у меня в комнате на проспекте Мира у метро «Алексеевская». Записываем трек, и я решаю, что группе надо сменить название. В 90-е в каждом доме культуры было по «Балагану» поющему народные песни. Я предложил дополнить название «Лимитед». Если есть Иванушки International, почему бы не стать «Балагану» – Лимитед? В итоге песня группы входит в популярный тогда сборник студии «Союз». Группу замечают. А я начинаю выбивать деньги на запись уже альбома. Тогда меня поддержал нынешний директор студии «Союз» Александр Бочков. Говорит: «Торговля замучила. Мол, что за группа такая? Из каждого утюга звучит!» С горем пополам мне выделяют на запись ещё 10 тысяч долларов – на тот момент, сумма, эквивалентная стоимости комнаты в коммуналке в пределах третьего кольца. И в начале 1997 выходит первый альбом группы «Балаган Лимитед», который разлетается сумасшедшим тиражом.

-В общем, сказочная история: неизвестная группа из провинции, с которой никто в столице не хочет связываться, вдруг встречает человека, который в неё верит, подхватывает и начинает продвигать! И в результате- всероссийская слава. А второй день рождения?

– А вторым днём рождения стало 1 июня 1999 года, когда я неожиданно для всех сменил состав группы.

– С чем связано это кардинальное решение?

–Со стороны это решение выглядело как сумасшествие. Группа на пике популярности. Выпускает третий успешный альбом, записывает два дуэта с Филиппом Киркоровым, песни звучат на Русском радио, как вдруг Сергей Харин отключает телефон, не отвечает на звонки и берёт в группу совершенно незнакомых людей, которые до этого пели в ресторане на Арбате. Крутому повороту предшествовали непростые отношения, возникшие между мной и участниками «Балагана Лимитед». Люди, как я понял, не выдержали испытание славой и деньгами. В разгар подготовки к концертным выступлениям в рамках рекламной акции в США, Англии, Таиланде и Италии, когда были подписаны договоры с организаторами, некоторые солисты потребовали изменить условия работы в данном проекте. Мол, не хотим петь блоками с другими артистами,

давай мы споем отдельно от всех, а они уж между собой пусть как хотят ,так и выстраивают программу. Объясняю- заказчик против такого подхода. Не убедил. Повышаю уже голос. И через пару дней получаю заявление, что группа принимает решение от меня уйти. Причины: я на них кричу, не посвящаю коллектив в творческие планы и записывал их в студии (Союз), в которой они не хотят записываться. Вы понимаете, что посвящать в творческие планы не входит в обязанности ни одного продюсера, а студия в нашем распоряжении была та, которая с минимальными затратами обеспечивала эфир на лучших радиостанциях. Эти причины, лишённые аргументов, были смешны. Ребята быстро забыли, как мы ели из одного котла в моей коммуналке на проспекте Мира, как я выбивал деньги и организовывал концерты и участие в ТВ-программах и главное – не случись мне «откопать» в корзине песню «Чё те надо…», группу никто не узнал бы. Зато из многочисленных интервью, которые участники коллектива стали давать, узнал, насколько я негодный продюсер. На фоне событий у меня случился нервный срыв. По сути, это было предательство.

Удивительно, но на этом история не закончилась. Через месяц слышу от них о том, что они возвращаются – мол, лучшего продюсера они всё равно не найдут. Это было перемирие со слезами Я согласился. Нам нужно было отрабатывать деньги, вложенные в коллектив. Но не прошло и двух месяцев как в один прекрасный день они приехали ко мне в гости с тортиком и сообщили о создании собственного творческого объединения «Балаган Лимитед», с которым я теперь буду работать. То есть не с ними, а у них. Я понял, что больше не хочу играть в эти игры. Предложил им написать заявление об уходе по собственному желанию, а сам решил набрать новый состав. Мне помог друг по студийной работе Александр Колесников. Сказал, у него есть на примете ребята-народники, работают в ресторане на Арбате. Он помог ранее им записать песню «Колечко моё, золото литое…». Мы пришли. Смотрю на их выступление . Смешные, глаза горят… Сразу понял – они. Спрашиваю: «Хотите петь у меня?». В ответ услышал: «Да». Так, 1 июня 1999 года стал вторым днём рождения группы.

– Пресса много писала о том, что вы украли название у прежнего состава?

– Я читал. И не хотел никому ничего доказывать. Во первых : придумал имя я . Балаганов было много, а «Балаган Лимитед», известный людям, – один. Во вторых: во время судебных разбирательств выяснилось, что слово «Балаган» было юридически закреплено как товарный знак за другой компанией, которая запросто могла подать на нас, на студию «Союз» в суд за несанкционированное использование бренда. Наши юристы с трудом выкупили права у владельца этого знака, и, по сути, спасли уже ставших бывшими участников группы от неминуемых выплат. Так что, я не мог украсть у прежнего состава то, что им не принадлежало. Теперь прежний состав выступает под другим названием. Позже я узнал, что они некрасиво поступили ещё с несколькими продюсерами. Но это уже не моя история. Хотя не буду скрывать, часто их вспоминаю. И без обиды. Даже благодарю, что преподали мне урок: как справиться, если артист оказался непорядочным.

–То есть, с 1999 года не возникало кризисов, подобных пережитому?

– Подобно пережитому- нет! Хотя проблем хватало. Особенно из-за нестабильной обстановки в стране. Когда в 2008 году разразился финансовый кризис, у нас замолчали все телефоны, на концерты никто не зовет ( у народа денег нет веселиться). И мы сами ездили по городам и расклеивали свои афиши. Чтобы как-то выжить. Однажды выходим на сцену, а в зале 30 человек. Прокатчик , как выяснилось позже, не заморачивался с рекламой. Но мы всё равно отыграли двухчасовой концерт. Среди зрителей оказался мэр этого города. После концерта подходит и спрашивает: «Зачем вам это надо? Вы же только бензин и еду окупили». «А как иначе? –отвечаем.- Зрители заплатили деньги, купили билеты. Они не виноваты в том, что нас подвели».

Мы за 20 лет многое прошли. Но за это время наш коллектив стал одной семьёй. Сами посудите: солисты Светлана Смирнова и Дмитрий Филин 30 лет муж и жена. Их сын работает у нас звукорежиссёром. Я – крестный папа дочки другой солистки группы

Алены Моругиной. У нас все праздники и беды- общие. И свадьбы вместе играем, и рождение детей вместе празднуем. И в последний путь близких вместе провожаем.

Иногда преобладает желание не собраться, а разбежаться,чтобы отдохнуть друг от друга.Но плотный рабочий график не даёт этому осуществиться. К счастью!

 

Народной тропою

– Группа выпустила 17 альбомов. Читал, что исполнение всех песен из репертуара займет почти 20 часов А еще сам был свидетелем, что вы не просто поете, но находитесь в постоянном движении на сцене. Откуда столько энергии?

-. Однажды мы выступали на мероприятии, где присутствовали японские инженеры. Увидев, как наши артисты одновременно и поют, и танцуют, не выдержали, подошли после концерта и сказали: «Как такое возможно? Это же не люди, а роботы!» Но мы действительно не можем стоять перед микрофоном, просто петь и махать ручками. Нам нужно танцевать, заполнять собой не то что сцену- весь зрительный зал. Без этого невозможно представить балаган.

– Все солисты в коллективе в отличной форме . Это политика ежовых рукавиц продюсера – держать в форме с помощью диет, спорта, строгого режима и сопутствующих тренингов?

– Никто никаких тренингов не проводит. И рукавицы у меня меховые! Иногда случалось на гастролях после концерта выслушивать – мол, прислали непонятный состав, двойников.Типа, не могут люди так выглядеть , когда им далеко за сорок. Не поверите, были случаи: паспорта показывали принимающей стороне, что солисты настоящие! А все потому, что солисты группы не употребляют алкоголь, не курят, занимаются йогой, практически, не едят мяса.

– Это ваша установка?

– Да вы что! Они сами к этому пришли. Это их выбор. Поэтому все в такой хорошей форме, и никто не прибегал к пластическим операциям.

– У вас очень красивые и , судя по всему, дорогие костюмы.

– За время концерта мы меняем по шесть костюмов. Они ручной работы. Коллекцию по мотивам жостовских подносов создал молодой дизайнер Сергей Исайкин. На чёрном фоне вручную полгода вышивал бисером и камнями яркие цветы – аналоги тех, что на подносах. В прошлом году он создал серию зимних костюмов с орнаментом Дымковской игрушки. Их впервые увидели  в новогоднюю ночь жители Керчи, на центральной городской площади, где мы выступали. А модельер Марина Черемисина готовит костюмы по мотивам сказки Бажова «Каменный цветок». Платья будут сделаны под малахит и другие уральские камни. И украшены объемными ящерицами. Это уникальная , трудоемкая и долгая работа. Поэтому, когда меня спрашивают: «Вот ты продюсер, а дом себе не построил?» , я отвечаю: «Мой дом - в костюмах!».

–Как вас встречают регионы?

– Народная культура в провинции не умирает. В Москве её уже нет. Надежду Бабкину я сейчас только в «Модном приговоре» вижу, «Бурановских бабушек» почти перестали показывать, Пелагея ведёт «Голос»… У нас десятки певиц на экране. А где народные песни? А ведь именно с ней растут национальное самосознание, народная культура. Почему на Кавказе ребёнок с двух лет танцует лезгинку, а у нас читает рэп? Где вы видели, чтобы сейчас учили «Во поле береза стояла», «Калинку-малинку», «Во саду ли в огороде»? А нас этим песням и народным танцам в школе учили… Но в провинции народная культура пока всё-таки живёт. Вы бы видели как в Астрахани на конкурсе «Студент года» выступили студенты в категориях «народник», «народница», «народные танцы»!.. Это поколение тех, кто, по идее, должен слушать Элджея, Matrangа или Крида. Но они слушают и любят другую музыку, музыку русских истоков. Так что народную музыку за пределами больших городов воспринимают хорошо. Правда, у нас в «Балаган Лимитед» она давно уже не народная, а псевдонародная .То есть, написанная авторами

под фольклор. Но мы сейчас решили вернуться к истокам и записывать исключительно народный альбом. Ещё лежит пласт собранных в фольклорных экспедициях редких песен, который нужно разбирать.

– Были негативные отзывы о вас, о вашем репертуаре?

– Я не слышал. Честно. Зрителю не хватает веселых, душевных песен. Это очевидно.Телевизор включите и все станет понятно. Сплошная грязь в ток-шоу, постоянная информация о том, что творится в мире и ничего о нас самих! А наша музыка несет позитив. Иногда даже думаю: «Может, нам воду положительной энергетикой заряжать?». Моя племянница, с двух лет песни «Балагана Лимитед» знала наизусть. Однажды включила диск и вдруг стала навзрыд рыдать. Родители испугались,мол, что случилось. «Песня про дождь очень грустная»- отвечает. Еле успокоили. Что значит- музыка за душу даже ребенка берет. А от песни «Мама» расплакался во время концерта наш концертный директор. Заходим за кулисы, а он слезу смахивает – человек, которого музыкой сложно удивить. Он со всеми звездами переработал. Искренняя песня всегда находит отклик.

От Тамбова до Эстонии

– В клипе «Пару тыщ» в кадре европейский городок. Похоже, по западную сторону от России ваше шоу тоже вызвало живой интерес?

– Этот клип мы в Эстонии снимали. У нас уже были оформлены визы, оплачены дорога, съёмки, как неожиданно Эстония в очередной раз в чем-то обвинила Россию, и между странами пробежал холодок. Мы ехали и сильно нервничали. Как нас встретят люди, которым СМИ постоянно говорят, что Россия враг. А отменять что-либо было поздно. И представьте! Лето, август, воскресенье, одна из центральных площадей Таллина, уставленная столиками, за которыми сидят горожане и туристы, как вдруг перед ними появляется группа в ярких костюмах с коронами, шапками, кокошниками на голове. Русские в городе! Люди сначала были парализованы, а потом... Посмотрите клип. Он отражает действительность. Мы поём, приплясываем, нас снимают на телефоны, улыбаются. По сценарию герой ролика, мальчик, сидит на обочине и собирает деньги на собаку. И музыканты решили ему помочь. Стояли рядом с ним и пели. А прохожие бросали монеты . Не поверите, мы реально собрали много денег! И ни разу не услышали негативного отзыва.Что значит- музыка! Она вне политик. А недавно эстонцы нас пригласили на народный фестиваль.

…Беседа закончилось. Заходим из смартфона в личный кабинет Сергея, чтобы увидеть – что, где и сколько раз прозвучало из репертуара группы. За полтора часа интервью песни «Балаган Лимитед»были в эфире на Алтае, во Пскове, в Волгограде, Соликамске, Гомеле, Таллине… Вывод напрашивается сам собой: народную песню любят и слушают. И не только в России.

 


Рейтинг@Mail.ru